Ровно двести лет тому назад в кругах русской интеллигенции Риги родилась идея выпускать свою газету. Первый её номер вышел в 1816 году, и называлась она «Российское еженедельное издание в Риге». Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном из её авторов, учителе и директоре рижского Екатерининского училища Гаврииле Алексеевиче Тверитинове.
О юности Гавриила Тверитинова известно совсем немного: родился в 1789 году, с 1809 по 1811 год учился в Московском университете. Вот, пожалуй, и всё. Но ему суждено было оставить свою родину и перебраться в далёкий прибалтийский город Ригу и стать здесь одним из самых видных представителей русской общины своего времени.
Рига в начале XIX века
Причиной, по которой Тверитинов приехал в Ригу, стала старейшая русская школа города, Catharineum. Её открыли в 1789 году, в те времена подобные «народные школы» открывались и в других уголках Российской империи. Обучение проходило в четыре класса под руководством четырёх учителей. Основной задачей заведения было обучить учеников элементарным навыкам: чтению, письму, счёту, а также дать начальные знания по истории, географии, физики и технологиям. Школой руководил специально назначенный директор, которого выбирала коллегия общего призрения города. В 1804 году школу преобразовали в уездное училище и оно перешло под опеку губернского управления учебными заведениями. Основной задачей училища была подготовка учеников к гимназии.
В народной школе XIX века
В 1811 году в Екатерининском училище освободилась вакансия: учитель Фридберг покинул свой пост. Школьная комиссия в Дерпте посылает запрос в Министерство народного просвещения России с просьбой прислать на смену ушедшему учителю выпускника Московского университета. После долгих переговоров и консультаций, по совету университетского профессора Тимковского, место в Риге получил талантливый студент Гавриил Тверитинов.
Рижский замок в начале XIX века – первое место работы Тверитинова в Риге
Но школьное управление в Дерпте узнало о решении министерства далеко не сразу, и когда Тверетинов прибыл в Ригу, чтобы заступить на должность, оказалось, что место его уже занято. Не дождавшись ответа из Москвы, члены школьной коллегии отдали место в Екатерининском училище педагогу Венденского (Цесисского) училища Лихачёву. Поскольку решить сложный вопрос о том, кому же достанется место в Екатерининском училище сразу не удалось, Тверитинов нашёл себе временную работу в канцелярии тогдашнего генерал-губернатора Лифляндии князя Лобанова-Ростовского. Интересно отметить, что позднее газеты называли его непосредственным начальником известного русского баснописца Иван Крылова, что, увы, не является правдой.
Князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский
Однако надолго в канцелярии генерал-губернатора Тверитинов не задержался. Вопрос о месте педагога в Екатерининском училище был решён в его пользу и он приступил к своим обязанностям. Работать ему довелось ещё в старом здании училища. Оно находилось в Московском предместье, недалеко от Благовещенской церкви в большом просторном особняке, специально выстроенном для училища (школа находилась по адресу – Гоголя,7, где теперь здание полиции). Здание окружал обширный сад. Изначально названное в честь императрицы Екатерины Второй училище предназначалось для сыновей русских чиновников, купцов и ремесленников, но на деле эту школу посещали и дети крестьян, и солдат. Поначалу здесь училось 70-80 человек, а к 1812 уже 120, были среди них и девочки.
Старое Екатерининское училище на Московском форштадте
В самом начале 1812 года произошли и ещё более важные изменения в жизни Гавриила Алексеевича. 23 летний учитель женился на шестнадцатилетней дочери своего коллеги Александре Павловской. Молодых обвенчали в старинной Благовещенской церкви, которая находилась примерно на месте теперешнего главного вокзала.
Рижская Благовещенская церковь до пожара 1812 года
В 1812 году из-за угрозы захвата Риги войсками Наполеона, городские предместья были сожжены. В огне погибли и Благовещенская церковь и старое Екатерининском училище. Сгорело всё: и здание, и учебные пособия и нехитрый скарб учителей. Впереди маячило мытарство по съёмным помещениям, в большинстве своём для нужд школы совершенно не приспособленным. Перебивались, как могли, на небольшую дотацию государства и немногочисленные частные пожертвования. В таких условиях совсем не удивительно, что училище начали покидать ученики, и к 1814 году учителя школы могли остаться вовсе без какого-либо занятия.
Рижские предместья в огне
Гавриил Алексеевич взял на себя инициативу и стал с позволения генерал-губернатора Филиппа Паулуччи хлопотать о новом здании для Екатерининского училища. Городские власти, однако, отдавать участок для государственной школы не спешили, и только благодаря прямому вмешательству Паулуччи удалось получить небольшой участок на Романовке (теперь это улица Лачплеша), где впоследствии и появилось новое здание школы. Проект здания разработал губернский архитектора Кристиан Брейткрейц и на его реализацию выделили 17 тысяч рублей серебром.
По инициативе Гавриили Тверитинова появилось в Риге и самая первая русскоязычная газета «Российское еженедельное издание в Риге». Идея такого издания возникла в октябре 1815 года, о чем сообщается на первой странице первого вышедшего номера: «Так как старанием г.г. учителей Тверитинова и Сенгелевича, а также г.г. купцов Антипова и Федора Потапова Грезнова собралось достаточное число подписавшихся на издаваемое в Риге еженедельное издание, то и выходит первый номер оного». Учреждена газета «руководствуясь желаниями знатнейших сочленов рижского российского общества». «Всякую субботу поутру будет выходить сие издание на пол-листе в четверку. Цена за весь год стоит 20 рублей, а за четверть, то есть за 3 месяца, 5 рублей Ассигнациями». Первый номер газеты вышел в феврале 1816 года. Однако, особого коммерческого успеха она не имела. Ее тираж насчитывал всего лишь сто экземпляров. Просуществовала она до февраля 1817 года. Все доходы издания от подписки шли в пользу Рижского Екатерининского училища, сгоревшего в пожаре 1812 года.
Проект нового здания Екатерининского училища
Увы, но учительский состав такой вариант развития событий совсем не устраивал. Новое здание было меньше старого и уже без обширного сада. Церковь, да и вообще всяческая «цивилизация» была далеко, а вокруг ютились убогие деревянные домишки городских рабочих и бедняков. В довершение ко всему новый участок не был освящён по православному обычаю, как того требовала традиция. Но мнения учителей никто не спрашивал. Новое здание начали возводить в 1820 году, и год спустя оно было уже готово. На первом этаже здания разместился просторный зал и две по тем временам весьма вместительные классные комнаты. Кроме того, в здании было три квартиры для учителей, две на первом этаже и одна в мезонине. Во дворе школы устроили небольшой сад для нужд учителей и их семей.
План здания училища
В новом училище работали три учителя: школьный инспектор Гавриил Тверитинов, его тесть, учитель точных наук Яков Павловский и учитель немецкого языка Адам Ромингер. Православный священник Василий Фазанов безвозмездно преподавал закон божий и замещал часто болеющего Павловского. Поскольку ученики в школу приходили с совершенно разными знаниями, вскоре пришлось нанять учителя Якова Фёдорова, которому поручили заниматься с отстающими по арифметике, чтению и письму. Тверитинова руководство считало знающим и старательным учителем, Павловского характеризовали как человека старого и выполняющего свои обязанности согласно способностям. Ромингера же характеризовали как человека бесконечно больного, что не давало ему возможности «быть таким полезным, каким он мог бы быть». Фёдоров часто замещал Ромингера.
Строгий учитель
А вот священник Фазанов оказался настоящим тираном школы. Он постоянно закрывал здание так, что учитель Ромингер не мог попасть в школы или выйти из неё. В своей комнате он часто устраивал посиделки, которые заканчивались далеко за полночь и мешали остальным учителям спать. Кроме того, ученики постоянно жаловались на священника, на его методы преподавания и воспитания. Совладать с самоуправством Фазанова не мог и Тверитинов. Даже несмотря на то, что из-за действий Фазанова школа потеряла почти половину своих учеников, которых родители предпочли перевести в другие школы, уволили его только в 1831 году.
Урок графики у дьячка
Во всех этих дрязгах пришлось участвовать и нашему герою. В семье Тверитинова было 14 человек, и школьный инспектор пытался всё время расширить свою жилплощадь в школе, но сделать это было не так-то просто. С самого начала работы школы обнаружились многочисленные недочёты в строении здания, и все деньги, отпускаемые на развитие здания, уходили на его ремонт. Несмотря на это, Тверитинову удалось заложить основы школьного процесса: он создал обширную библиотеку, минералогический кабинет, а также позаботился о глобусе, микроскопе, географических картах и других необходимых школьных принадлежностях. Что же касается дрязг в коллективе, то тут он проявлял чудеса дипломатии и в конце концов добился того, чтобы учителя решали свои конфликты самостоятельно, без вмешательства руководства.
Екатериненское училище в 20 веке
В 1842 году Гавриил Тверитинов решил покинуть свой пост и уйти в отставку. Он купил небольшой дом на Столбовой улице (сегодня Стабу), где и поселился со своей женой. Его дети к тому времени уже выросли. Один из его сыновей Нестор был титулярным советником и служил помощником секретаря в полицейском управлении. Другой сын Павел работал бухгалтером в том же управлении, затем получил чин титулярного советника. Позднее он оставил службу и открыл книжный магазин с небольшим издательством на Малой Королевской улице.
Здание Екатерининского училища сегодня
В 1851 году Гавриил Алексеевич смог наконец-то воплотить свою давнюю мечту: посетить свой родной город Москву, которую он покинул ещё до огромного пожара 1812 года. В остальном же он вёл тихую уединённую жизнь в узком семейном кругу. С сожалением наблюдал он за развитием событий в Екатерининском училище, но поделать уже ничего не мог. Последний раз его имя упоминается в газетах в связи с золотой свадьбой его и Александры Павловской. Спустя некоторое время после этого Гавриил Алексеевич Тверитинов умер и был похоронен на Покровском кладбище в Риге.